Содержание
Мессенджер WhatsApp невероятно популярен. На сегодня в нём зарегистрировано уже больше миллиарда пользователей. Компания, владеющая программой, представлена почти во всех странах мира. Понятно, что с таким размахом деятельности у многих возникает вопрос, в чём же секрет её финансового положения? В этой статье мы попробуем осветить вопрос, как же всё-таки зарабатывает мессенджер Ватсап.
Кратко об истории WhatsApp
Название мессенджера является анаграммой, немного изменённой фразой «What’s Up?», которая в англоязычных странах означает приветствие «Как дела?» или «Что нового?». Он появился в интернете в 2009 году, а в начале 2012-го обрабатывал уже более двух миллиардов сообщений в день. Компанию основали два инженера, Брайан Эктон и Ян Кум (уехавший из Украины в Америку в 1992 году). Приложение стало невероятно популярным, особенно после того, как Apple внедрил в свои смартфоны функцию всплывающих push-уведомлений.
В октябре 2014 года мессенджер был приобретён компанией Facebook и до сих пор остаётся его собственностью. По данным интернет-исследований, Ватсап сейчас является самым востребованным мессенджером среди всех конкурентов. За сутки обрабатывается более 55 миллиардов сообщений.
Финансовые особенности Ватсап
Главная черта мессенджера состоит в том, что он в самом деле бесплатный для всех. Первоначально, до 2016 года пользователи должны были вносить абонентскую плату в размере 1 доллара в год, да и то лишь начиная со второго года использования. Этой смехотворной суммы, видимо, хватало на содержание компании WhatsApp Inc., которая управляет мессенджером.
Впрочем, возможно, у создателей программы были какие-то спонсоры. Возможно, они на первоначальном этапе имели какой-то доход от другой деятельности, который позволял им планомерно развивать мессенджер. Известно, однако, что Ян Кум изначально отказался внедрять в Ватсап какую-либо рекламу и убедил в этом своего партнёра.
На чём зарабатывает WhatsApp
Зимой 2014 года вся компания и её мессенджер были куплены интернет-гигантом Facebook за 19 миллиардов долларов. Сообщество пользователей Ватсап ожидало, что в приложении один за другим начнут появляться разные инструменты монетизации. В самом деле, зачем же ещё нужно было приобретать продукт за такую крупную сумму, как не для нового направления бизнеса? Многие считали, что Марк Цукерберг видимо придумал, как можно зарабатывать на вновь приобретённом активе.
Но ничего подобного не произошло. Наоборот, в начале 2016 года компания объявила об отмене абонентской платы в 1 доллар в год. То есть мессенджер стал полностью бесплатным. И в нём до сих пор нет никакой рекламы.
Так всё-таки, как же зарабатывает деньги Ватсап? Это очень интересный вопрос. Начать можно с того, что накладные расходы компании, судя по всему, очень небольшие. Известно, что структура мессенджера позволяет одному администратору обслуживать сразу 14 миллионов пользователей. Это говорит о том, что в компании, скорее всего, работает совсем немного сотрудников.
Тем не менее невероятная распространённость по всему миру требует разветвлённой инфраструктуры. Например, ещё в 2014 году компания использовала больше 550 серверов, а сейчас их число ещё больше.
Так вот, судя по всему, ответа на этот вопрос просто нет. То есть, WhatsApp просто ничего не приносит своим владельцам.
Инвестиции в будущее
Поверить в это трудно, но другой разгадки, видимо, не существует. Марк Цукерберг уже не раз заявлял, что приобретение Ватсап имеет очень дальнюю перспективу. Facebook не планирует вводить в приложение рекламу или как-то по-другому его монетизировать до момента, когда количество пользователей не достигнет 2 миллиардов. А сейчас, видимо, Facebook финансирует и развивает WhatsApp из своих средств. Получается, это в полной мере инвестиция в будущее.
Однако, это рискованная игра. Хотя бы потому, что с 2014 года в мире интернет-коммуникаций появились несколько привлекательных конкурентов, в первую очередь мессенджер Telegram. У него ряд очень привлекательных особенностей, которых у Ватсапа нет. Безопасность и конфиденциальность Телеграма несравненно выше, он удобнее для разработчиков (например, в нём любой желающий может за пару минут создать полноценного бота), развивается он динамичнее. WhatsApp, при всех достоинствах, может и не сохранить конкурентные преимущества до момента, когда Цукерберг решит внедрять в программу рекламу.
Так или иначе, на сегодня Ватсап остаётся самым востребованным в мире мессенджером.